Совсем взбесился
Мой друг недавно перенес грандиозную операцию кабуки на сердце, пятикратное шунтирование. Удивительно, но у него не было ни одного из традиционных факторов риска. Его кровяное давление было нормальным, как и его холестерин. Он не курил, не ел жирную пищу и не имел высокого уровня железа. У него не было ни сердечного приступа, ни вообще каких-либо симптомов.
Нет, его блокада была диагностирована во время стресс-теста и последующей катетеризации сердца. Ему сказали, что закупорка может сместиться в любой момент и полностью закупорить его артериальную систему, так же ловко и эффективно, как если бы вы бросили картофелину из Айдахо в унитаз и попытались смыть ее.
Сейчас он в порядке, но его врачи дали ему несколько загадочных и часто противоречивых советов, которые побудили меня начать копаться, как терьер, в кардиологии. То, что я обнаружил, привело меня в полный ступор. Среди вещей, которые я прочитал, есть непреднамеренно страшная книга под названием «Открытое сердце» Джея Нойгеборена.
Холестериновый бугимен
Нойгеборен, внешне здоровый мужчина чуть старше шестидесяти без явных факторов риска, связанных с сердечными заболеваниями, перенес серьезную операцию на сердце после того, как ему неоднократно ставили неправильный диагноз. Ему тоже сделали пятикратное шунтирование. К счастью, у него было четверо друзей детства, все врачи, которые консультировали его и заботились о нем.
Учитывая свой жизненный опыт, он начал исследовать сердечные заболевания и раскопал горы тревожной информации. Рассмотрим сначала проблему холестерина: более трети людей, перенесших сердечный приступ, имеют нормальный уровень холестерина.
И если вы посмотрите на все исследования, вы не найдете доказательств того, что снижение уровня холестерина продлевает жизнь. Вызывает тревогу тот факт, что при снижении уровня холестерина наблюдается постоянное и таинственное увеличение смертности от других причин. И поймите, как только уровень холестерина снижается ниже 180 мг/дл, уровень смертности также увеличивается.
Тем не менее, каждые два года эксперты со всего мира встречаются и решают, что нормальный и принятый уровень холестерина неизменно ниже, чем он был на прошлой встрече, не имея при этом никаких веских доказательств, подтверждающих это.
Несмотря на отсутствие доказательств, бугимен с холестерином продолжает жить. К началу 1970-х каждый биохимический этап цепи от пищевого жира до холестерина и сердечных заболеваний был нанесен на карту, но правомерность утверждения в целом так и не была доказана.
Ближе всего к этому они подошли в ходе исследования 1991 года, финансируемого Управлением хирургов США. Они определили, что если американцы сократят количество потребляемых ими насыщенных жиров, они смогут отсрочить 42 000 смертей ежегодно. Это означает, что если женщина, которая всю свою жизнь избегала насыщенных жиров, которая в противном случае могла бы умереть в свой 65-й день рождения, могла бы прожить еще две недели.
Две недели - это немного, но, по крайней мере, это может позволить ей прожить достаточно долго, чтобы узнать, кто Билли, Бифф или Тодд - отец дочери Эшли или Бри из ее любимого мыла.
Тем не менее, роль насыщенных жиров в сердечных заболеваниях неоднозначна. Могут быть задействованы и другие факторы.
Есть ложь, а есть статистика

Так откуда же взялся миф о холестерине? Вам, вероятно, не нужно искать дальше фармацевтических компаний, которые производят лекарства от холестерина.
Недавнее исследование с участием 1900 пациентов, снижающих уровень холестерина, холестриамина (Questran), показало, что из тех, кто принимал это лекарство, только у 30 был сердечный приступ со смертельным исходом. А количество тех, кто не принимал препарат, у которых были смертельные сердечные приступы? Тридцать восемь.
Статистически это означает, что холестриамин в течение семи лет снижал вероятность сердечного приступа со смертельным исходом менее чем на полпроцента. Однако фармацевтическая компания, интерпретировавшая тесты, сочла более предпочтительным сказать, что холестриамин снижает вероятность смерти от сердечного приступа на 25%.
Конечно, на восемь смертей меньше из общего числа 38 пациентов, это действительно 25%. Как говорится, есть ложь, а есть статистика.
Но даже если холестерин действительно приводит к серьезным блокам, эти блокировки вызывают не более трех из каждых десяти сердечных приступов. В то время как врачи почти повсеместно считали, что сердечные приступы были вызваны накоплением бляшек, которые в конечном итоге разрывались и вызывали закупорку, это уже не обязательно так.
Так что же вызывает сердечные приступы?
Похоже, что если объединить все известные факторы риска, такие как неправильные виды жиров в рационе, холестерин, курение, высокое кровяное давление, маркеры воспаления и диабет, они объясняют только половину риска развития атеросклероза.
Чаще всего для объяснения этой головоломки дают ответ, что это, вероятно, генетическое, что, по словам доктора Рича Хелфанта, кардиолога, является еще одним способом сказать: «Мы не знаем, почему это происходит».
Относительно недавние исследования указывают на другую возможную причину: гормональный баланс. В статье 2014 года, опубликованной в Журнале Американской кардиологической ассоциации, собраны результаты 100 исследований тестостерона, и было обнаружено, что низкий уровень тестостерона был связан с более высокими показателями сердечно-сосудистых заболеваний и более высокими показателями смертности в целом. Кроме того, тяжесть заболевания коррелировала со степенью дефицита тестостерона.
Уровень эстрогена тоже важен для мужчин. Когда исследователи отслеживали уровень эстрогена у 501 мужчины с хронической сердечной недостаточностью, мужчины с эстрадиолом (наиболее мощной формой эстрогена) в нормальном диапазоне (между 21,80 пг/мл и 30,11 пг/мл) имели наименьшее количество смертей за трехлетний период.
Мужчины с самым высоким уровнем (выше 37,99) за тот же период умерли на 133% больше. Тем не менее, мужчины с самым низким уровнем эстрогена (ниже 12,90) оказались в худшем положении, так как у них было на 317% больше смертей.
Очевидно, что уровень эстрогена играет большую роль в здоровье вашего тикера, в дополнение к здоровью многих частей тела, систем организма и функций организма.
Пять разных врачей, пять разных диагнозов
Тем не менее, это должно быть нечто большее, чем оптимальные уровни тестостерона и эстрогена. Существует также проблема самой диагностики. «Поместите пациента даже с малейшим набором заболеваний к пяти врачам, и вы получите пять разных диагнозов, пять разных прогнозов и пять разных рекомендаций по лечению», - объясняет доктор Хелфант.
Проведенное в 1997 году исследование, в котором приняли участие 453 недавних выпускника медицинских вузов, показало, что более чем в 20% случаев выпускники не могли выявить распространенные проблемы с сердцем с помощью стетоскопа. Хотя это может показаться не таким уж плохим, учитывая, что неспециалисты, вероятно, считают стетоскоп архаичным, этот простой инструмент может быть невероятно ценным в диагностике проблем с сердцем.
Хотя мы, кажется, больше ценим технические диагностические инструменты, правда совсем другая. Нойгеборен цитирует британское исследование, которое показало, что 75 процентов информации, ведущей к правильному диагнозу, исходит из подробного анамнеза пациента; 10 процентов приходятся на медосмотр; 5 процентов приходятся на рутинные анализы; 5 процентов приходятся на инвазивные тесты; и в 5% случаев ответы не найдены.
Эта эпидемия отсутствия успеха в диагностике может быть не такой ужасной, как кажется, потому что клинические испытания, оценивающие способы лечения сердечных заболеваний, часто неубедительны. Тем не менее, одна причина, по которой эта диагностическая неспособность действительно ужасна, заключается в том, что независимо от того, рекомендует ли врач операцию шунтирования, ангиопластику, медикаментозную терапию или операцию на работающем сердце, результаты обычно одинаковы.
Отрезвляющий факт заключается в том, что даже если пациент получает то, что, по общему мнению, является оптимальным уходом и лечением, вероятность того, что пациент проживет дольше, чем он или она проживет без лечения, составляет менее 50 процентов.
Лабораторные тесты тоже отстой
Даже обычные лабораторные тесты крайне неточны. Рассмотрим общий анализ крови на холестерин. Хелфант говорит, что если вы отправите образец крови в две разные лаборатории, есть большая вероятность, что вы получите два разных результата.
В качестве эксперимента Хелфант повторил анализ холестерина в той же лаборатории на том же образце крови. В первый раз машина показала, что его общий уровень холестерина был 152. Тот же образец, проверенный несколькими минутами позже, показал 176, расхождение в 17%.
«Если бы мой показатель повысился на 17 процентов, скажем, с 200 до 234, что на 34 пункта выше того, что считается нормальным, и я видел бы всю эту рекламу о холестерине и сердечных заболеваниях, я мог бы принимать лекарства от холестерина до конца своей жизни, и кто знает, какие побочные эффекты будут для меня в будущем, поскольку у нас нет долгосрочных исследований того, что эти лекарства сделают с нами», - сказал Хельфант..
Нойгеборен резюмирует этот тревожный факт, написав: «Тревожная новость заключается в том, что чем чаще тест проводится, тем меньше пропущенных случаев и больше ложноположительных результатов».
Жадность и подозрительные доктора?

По словам доктора Стивена Остерле, директора отделения интервенционной кардиологии Массачусетской больницы общего профиля, более 50 процентов ангиопластик, выполняемых каждый год в США, не нужны. Это означает более ста тысяч ненужных и рискованных процедур каждый год.
Оборотная сторона медали заключается в том, что некоторым пациентам, которые действительно нуждались в лечении, иногда ставят неправильный диагноз, и в итоге они умирают где-нибудь на холодном тротуаре.
Может ли быть что-то большее в отношении некоторых из этих ненужных процедур, что-то более зловещее, чем простая неумелость?
Согласно январскому выпуску журнала Американской медицинской ассоциации за 2002 год, 9 из 10 медицинских экспертов, дающих рекомендации относительно лечения заболеваний в целом, включая болезни сердца, имеют финансовые связи с фармацевтической промышленностью. Кроме того, эти связи редко, если вообще раскрываются.
Точно так же многие кардиологи и кардиохирурги владеют акциями компаний, производящих сердечные стенты, хирургические инструменты, катетеры и лекарства. Слишком часто они также участвуют в клинических испытаниях, проверяющих эффективность этих продуктов.
Итак, что нам остается?
Врачи по большей части не могут прийти к единому мнению о причинах сердечных заболеваний. Конечно, есть некоторые статистические вероятности, указывающие на разумность снижения кровяного давления и уровня холестерина, но они не означают приседания, если вы один из 50 процентов мужчин или 63 процентов женщин, которые умирают от сердечных приступов, не проявляя никаких симптомов или сильных факторов риска.
Точно так же и "правильное" лечение часто основано на самых разных мнениях, устаревшей науке и даже на коррупции и жадности. Единственное, в чем сходятся врачи и ученые в отношении сердечно-сосудистых заболеваний, так это в том, что это болезнь воспаления.
Что общего почти у всех, кто умирает от сердечного приступа, так это большое скопление лейкоцитов, известных как макрофаги. Эти макрофаги собираются вокруг жировых отложений и выделяют ферменты, расщепляющие белок.
Внутренняя часть кровеносных сосудов, конечно же, состоит из белков, и при попытке избавиться от жировых отложений кровеносные сосуды разъедаются, становятся тоньше и становятся более восприимчивыми к разрыву.
Что удивило исследователей, так это то, что они также обнаружили эти макрофаги в предположительно здоровых артериях. Это свидетельствовало о том, что воспаление было системным, а не локализованным.
Возможно, поэтому аспирин, который уменьшает воспаление, кажется таким ценным в предотвращении сердечных заболеваний. Это также может объяснить, почему некоторые статины работают – не потому, что они снижают уровень холестерина, а потому, что они обладают противовоспалительным эффектом.
Как защитить свое сердце
Без сомнения, если вы дочитали до этого места, я приоткрою завесу сердечной неуязвимости, которая у вас когда-то была. Вы думали, что ваш режим упражнений, а также диета со здоровыми жирами и замечательное кровяное давление защитили вас от сердечного приступа.
К сожалению, это не так. Мы остаемся с тревожным осознанием того, что можем упасть в любую минуту и столкнуться с посмертным позором смерти от чего-то столь распространенного, как болезнь сердца.
" Боже, я всегда думал, что этот сукин сын здоров. Просто доказывает, что упражнения были напрасными."
Все, что я могу порекомендовать, это то, что, если вы когда-либо столкнетесь с перспективой сердечного заболевания, вы найдете врача, который внимательно выслушает ваши симптомы, чтобы вам не поставили ошибочный диагноз изжога и не отправили вас в путь. Я бы также порекомендовал второе или третье мнение высокооплачиваемых врачей из большого города, даже если некоторые из них коррумпированы.
Что касается рекомендаций по питанию, я должен верить, что отказ от трансжирных кислот и ограничение насыщенных жиров по-прежнему является разумным советом для всех, но более того, и учитывая, что болезнь сердца является воспалительным заболеванием, я бы рекомендовал ежедневно принимать следующее:
- 80 мг. аспирина (если у вас нет риска геморрагического инсульта)
- от 6 до 10 граммов рыбьего жира из диких источников (рыба, выращенная на ферме, имеет другой профиль жирных кислот)
- 500 мг. магния (имеющего решающее значение для правильной работы сердца, и его не хватает большинству американцев)
- От 90 до 200 мг. CoQ10 (что абсолютно необходимо, если вы принимаете лекарства от холестерина).
- 500 мг. куркумина (для борьбы с воспалением)
Я также рекомендую есть столько фруктов и овощей, сколько вы можете съесть или вытерпеть, а также есть орехи или оливковое масло (из-за их мононасыщенных, полезных для сердца жиров) каждый день.
И хотя кажется, что противовоспалительная диета и образ жизни являются нашей лучшей страховкой от сердечных заболеваний, мы также должны убедиться, что наши уровни тестостерона и эстрогена находятся в пределах здоровых параметров, поскольку низкий уровень первого и высокий уровень второго, по-видимому, играют большую роль в сердечных заболеваниях.