В шашлычной за углом мне продают тухлое мясо? Моя любимая итальянская работа чистая? Ответы на такие вопросы потребители могут получить с помощью интернет-платформы «Topf Secret». Но кампания нравится не всем.

Кристина Чацопулос ошеломлена.
" Приятно это узнать", - говорит удивленная женщина, которая вместе с мужем и тестем управляет штутгартской культовой закусочной "Udo Snack".
До сих пор она не знала, что результаты проверки продуктов питания для ее бургерной можно прочитать в Интернете.
Ваш ресторан - один из очень немногих, по которым один или несколько заявителей получили отчеты от отдела инспекции пищевых продуктов, которые затем также были размещены в Интернете. Им помогла скандальная онлайн-платформа Topf Secret.
Платформа создает прозрачность
С начала 2019 года в компетентные органы по всей стране было подано почти 41 000 заявок на получение результатов проверок пищевых компаний всех видов на основе «Topf Secret».
Этот номер присвоен организацией по защите прав потребителей Foodwatch, которая управляет платформой вместе с порталом свободы информации «FragDenStaat».
Заинтересованным сторонам приходится ждать результата несколько месяцев.
" Pot Secret" не означает секретность того, что кладут в кастрюлю в ресторане.
«Речь идет о прозрачности гигиены не только в ресторанах, но и в фермерских магазинах, на автозаправочных станциях, в пекарнях, мясных лавках, супермаркетах - короче, во всех компаниях, торгующих продуктами питания», - объясняет Дарио Сармади из Foodwatch.
Семья Чатзопулос не пострадала от объявления результатов теста. В 2019 году инспекторы не обнаружили дефектов ни при плановой, ни при подозрительной проверке, о чем Управление общественного порядка в Штутгарте сообщило гражданам, ищущим информацию.
Давалась только заметка о чизбургере. Чацопулос вспоминает, что в прошлом году там были инспекторы. Для них чиновники не страшилки.
" Мы управляем нашим рестораном так, как хотели бы, чтобы он был, когда мы остановимся", - объясняет она свой рецепт успешного ресторанного бизнеса.
Ее свекор, Христос Хацопулос, управляющий рестораном вместе со своим сыном Иоаннисом, говорит, что им нечего скрывать. «Мы просто стараемся делать все возможное».
Пока что, по данным Foodwatch, контролирующие органы в Германии лишь в исключительных случаях обнародовали состояние чистоты на предприятиях.
В течение многих лет каждая четвертая проверенная компания получала возражения, в основном из-за плохой гигиены. Согласно Foodwatch, недавние более низкие цифры являются результатом изменений в методах сбора.
Foodwatch чувствует себя хорошо
Ассоциация подтверждает решение Административного суда (VGH) земли Баден-Вюртемберг в декабре прошлого года.
Спикер Сармади считает: «Судьи явно анализируют аргументы, которые гастролобби использует против Topf Secret».
VGH в Мангейме стал первым судом высшей инстанции, вынесшим решение в пользу потребителя. В соответствии с этим они могут запрашивать информацию о контроле безопасности пищевых продуктов в компаниях и получать отчеты, отправленные им ответственными органами.
Закон о защите прав потребителей регулирует официальную передачу отчетов. Неважно, что частное лицо поддерживается «Topf Secret» при подаче заявки.
Немецкая ассоциация отелей и ресторанов (Dehoga) недовольна приговором. «Мы опасаемся, что компании навсегда будут прикованы к позорному столбу, а мелкие дела будут преувеличены», - говорит генеральный директор Ингрид Хартгес.
Власти в любом случае обязаны публиковать это на государственных сайтах в случае серьезных нарушений гигиены и если грозит штраф в размере 350 евро.
Однако через полгода, по закону, информация должна быть снова удалена.
" Мы не представляем себя грешниками с точки зрения гигиены, в конце концов, наши участники зависят от безупречной доставки еды", - подчеркивает юрист.
Но: «Меры также должны дать операторам возможность восстановить свою репутацию, устранив недостатки».
Оценки - это всегда моментальные снимки. Возможно, во время проверки сменился шеф-повар ресторана.
Хартджес: «Не всегда сразу можно предположить, что компании систематически лажают».
Защитники прав потребителей хвалят портал
Однако, с точки зрения Федеральной ассоциации организаций потребителей, решение VGH является признаком того, что граждане имеют право на официальную информацию о безопасности пищевых продуктов.
«Это также дает понять, что публикация в Интернете соответствует цели Закона об информации для потребителей, чтобы сделать рынок более прозрачным и усилить защиту прав потребителей», - говорит Ютта Яшке, специалист по продуктам питания.
Кампания "Секрет марихуаны" - хороший способ обеспечить соблюдение четких правил контроля пищевых продуктов в Германии. Так что единый каталог штрафов отсутствует.
И инспекторам придется опасаться требований о возмещении ущерба из-за отсутствия ясности в правовой ситуации при публикации своих результатов.
Dehoga теперь полагается на суды в борьбе с «интернет-позорным столбом».
Это должно быть разъяснено высшим судом, которому разрешено публиковать отчеты о контроле пищевых продуктов - властями, связанными юридическими требованиями к публикации, или также Foodwatch с постоянно доступной информацией.
Согласно различным прецедентам на уровне административных судов, Федеральный конституционный суд или Федеральный административный суд должны окончательно прояснить спорный вопрос.
Представитель потребителей Яшке, тем временем, отмечает, что публикация хороших результатов, как в случае с «Udo Snack», может принести пользу компаниям и привлечь больше клиентов.
" Мы не должны наказывать хороших, позволяя плохим уйти с рук."