Английский термин «устойчивое развитие» является модным словом на ярмарке спортивных товаров Ispo. Производители одежды для активного отдыха используют его особенно концентрированно. Забота о климате - не единственная ее мотивация.

Катание на лыжах, сноуборде, ледолазание или туризм: зимние виды спорта ведут на природу. Во времена, когда защита климата находится в центре социальных дебатов, производители верхней одежды также пытаются оставить экологический след.
Потому что это не только хорошо для планеты - его также легко продать, даже если многие решения еще не являются максимальными с точки зрения устойчивости.
Это можно увидеть в концентрированном виде на Ispo в Мюнхене. Ярмарка спортивных товаров (до 29 января) представляет собой витрину для текстильных компаний, и на ней преобладает тема устойчивого развития.
Переработанная пряжа, компостируемые куртки, отсутствие пропитки: экологическая деятельность - это еще и густые джунгли терминов, через которые потребителям приходится пробиваться.
Внешняя мода: как органика в супермаркете
" Есть бренды, которые существуют уже несколько лет и очень устойчивы. Но все пытаются торговать этим термином - это в основном похоже на органическую тему в пищевой промышленности», - говорит журналист-специалист Ральф Штефан Бепплер.
Можно сказать и по-другому: некоторые люди серьезно относятся к попыткам оставить более «зеленый след», в то время как другие заявляют, что на самом деле они лишь занимаются своего рода «зеленым отмыванием» - т. е. представляют себя экологически сознательными, даже хотя они таковыми не являются и понимают устойчивость в первую очередь как маркетинговую проблему.
" Конечно, это проблема", - говорит Бепплер. Среднему покупателю верхней одежды почти невозможно заметить разницу.
Для обеспечения таких функций, как водонепроницаемость и воздухопроницаемость, компании полагаются на сложные технологии, в которых пластик обычно играет центральную роль.
Описания продуктов содержат, например, «без PFCec», «обработка Eco-DWR» или другие обозначения, которые, однако, невозможно расшифровать без базовых знаний предмета.
Критика сокращения
Бепплеру, например, мешает аббревиатура PFCec. ЕС означает «без заботы об окружающей среде».
" Это означает: производители утверждают, что существуют ПФУ без какого-либо воздействия на окружающую среду." Но если вы спросите химика, он скажет нет. «То, что есть, - это ПФУ, и вы точно не знаете, как они влияют на окружающую среду».
Эта критика направлена, например, на производителя мембран Gore, чья продукция Gore-Tex используется многими компаниями. По словам Gore, к 2023 году они хотят исключить все экологически вредные ПФУ (ПФУ) из жизненного цикла своей продукции для активного отдыха.
Фторполимер PTFE, например, не относится к числу экологически сомнительных ПФУ с точки зрения производителя. Однако это спорно - другие производители мембран категорически воздерживаются от использования этого вещества.
Без пропитки
А что такое DWR? В принципе, аббревиатура означает пропитку текстиля. Производители часто рекламируют, что он не содержит ПФУ.
Французский лейбл Picture Organic Clothing, с другой стороны, не содержит ни полифторированных химикатов (PFC), ни растворителей в новой мембране XPore и обходится без пропитки.
Хелли Хансен также не использует никаких пропиток для своей ткани Lifa. Ткань также не пропускает воду, говорит представитель компании.
В целом, с точки зрения Бепплера, желательна большая ясность и меньше загадочных технологий: «Сложные обозначения и неправильные заявления усложняют работу для потребителей».
Было бы проще, если бы индустрия говорила более четко, считает эксперт.
Пуховик на компосте
Тем не менее, нет недостатка в подходах к большей устойчивости в моде для зимних видов спорта в частности и в моде для активного отдыха в целом.
К примеру, пуховик Farbaute от шведского производителя Klättermusen можно компостировать. Предполагается, что это займет три месяца, после чего от ткани останется только молния, кнопки и куча земли.
«Но это должен быть активный компост, не каждая куча так может», - ограничивает сотрудник на стенде производителя.
Синтетические органические волокна от Primaloft, которые впервые будут использоваться в сезоне 2020/21, преследуют аналогичную цель - например, в продуктах Horse Feathers, Jack Wolfskin или Maloja.
При определенных условиях, например, на свалках, микроорганизмы переваривают волокна и разлагают ингредиенты. Вода, углекислый газ, метан и биомасса должны остаться.
Когда старое становится новым
Немецкий производитель PYUA перерабатывает старый текстиль и использует его для производства новой одежды - производитель называет это замкнутым циклом переработки, т.е. замкнутым циклом переработки.
«Пока мы работаем над решениями для кровообращения, с пластиком все в порядке», - сказал Рюдигер Фокс, управляющий директор производителя мембран Sympatex, в ходе панельной дискуссии на ISPO.
Потому что переработка экономит энергию и сырье. Однако это возможно далеко не со всеми продуктами. «Чистый полиэстер легко перерабатывать», но если куртка или пара брюк изготовлены из разных видов пластика и хотя бы не отсортированы, это становится затруднительно.
С точки зрения Fox, недальновидно, когда компании используют переработанные материалы, но смешивают их с другими веществами, чтобы их нельзя было использовать повторно после того, как они были выброшены.
«Таким образом, бремя переносится только на более поздние годы.» По словам Fox, Sympatex использует только перерабатываемые мембраны и ламинаты.
Конопля против вонючих ног
Натуральные вещества - еще один подход к устойчивому развитию. Например, производитель Isbjörn из Швеции, который специализируется на верхней одежде для детей и молодежи, теперь использует бамбуковые волокна на внутренней стороне функционального белья Husky Baselayer.
Они должны отводить пот от кожи, а также быть особенно мягкими.
Еще одно растение, которое все чаще упоминается в связи с верхней одеждой, - это конопля. Преимущество: для выращивания практически не требуется искусственного орошения и обычно не требуется пестицидов.
Обработанная как пряжа, конопля, как говорят, подавляет запахи - поэтому понятно, что производитель Royal Robbins производит носки из конопли.
Они также содержат шерсть яка, которая, как говорят, обладает антибактериальным эффектом и, по словам производителя, также помогает от неприятного запаха ног.