Коронавирус меняет отношения между людьми и государствами. Невидимая опасность порождает страхи. Ученые объясняют предысторию и дают советы, как сохранить самообладание.

В течение нескольких недель вирус короны был просто темой в новостях. Он свирепствовал далеко, в другой части мира. Это не повлияло на вас. Это изменилось за последние несколько дней.
Теперь некоторые люди могут невольно сделать шаг назад, когда кто-то кашляет на автобусной остановке. Давно известно, что каждая нормальная волна гриппа поражает большее количество людей. На этом можно успокоиться.
Но теперь мы слышим, что есть проблемы с поставками респираторов. Вы хотите купить дезинфицирующий гель и обнаруживаете, что его снова не будет в наличии в течение трех дней.
Двенадцатилетний сын приходит домой и говорит: «Кто-то сказал нам, что скоро нам больше не придется ходить в школу».
Верующие больше не должны обмениваться рукопожатиями в знак мира. Отменяются ярмарки и турниры, вопрос в том, смогут ли Олимпийские игры пройти в Токио.
В Китае более 50 миллионов человек находятся на карантине, больше, чем когда-либо прежде в истории.
Коронавирус: не идет ни в какое сравнение с эпидемией сезонного гриппа
Кристиан Дростен, вирусолог и директор института берлинского Шарите, защищается от «возбужденных дебатов» о «Maybrit Illner», но также подчеркивает: «Речь идет не об обычном сезонном гриппе, это сравнение запаздывает, но это о пандемии."
В последний раз это было в 1957 и 1968 годах. "Практически никто уже не может серьезно вспомнить об этом."
Когда его спрашивают, он ясно дает понять: «Это будет плохо». "Плохо." И это от трезвого ученого.
В случае с коронавирусом несколько факторов усиливают ощущение угрозы.
Во-первых, риски, которые невозможно наблюдать, такие как радиоактивные лучи или вирусы, обычно воспринимаются как более опасные, говорит Ральф Хертвиг, директор Института развития человека им. Макса Планка в Берлине, специализирующийся на психологии человека. риск.
" Более того, новые риски вызывают более сильную реакцию, чем те, к которым вы привыкли."
Другим фактором является неопределенность: до сих пор неясно, сколько людей в конечном итоге пострадает от вируса.
" Кроме того, у вас есть ощущение, что вы не можете реально контролировать риск: вакцины пока нет."
Все это может вызвать страх. Те, кто боятся, как правило, перестают вести себя рационально. Он думает в первую очередь о себе и своей ближайшей семье.
В крайних случаях мать без предупреждения бежит к врачу со своим простудным ребенком, потому что она опасается, что у него может быть новый вирус короны - не учитывая, что в этом случае она подвергнет опасности многих других своим поведением.
Люди в первую очередь воспринимаются как потенциальные переносчики болезни, а не как те, кто теоретически может сам заразиться.
Коронавирус ставит под угрозу отношения между государствами
Но не только то, как люди относятся друг к другу, может измениться.
Эпидемии могут ухудшить отношения между государствами, говорит Майке Восс, ответственная за «Глобальное здравоохранение» в Фонде науки и политики.
«Государства-члены Всемирной организации здравоохранения договорились о том, как вести себя друг с другом в таком случае, и это имеет юридическую силу», - говорит она.
" Вы можете сравнить это с системой отчетности: если в стране есть вспышка, она сообщает об этом в ВОЗ, чтобы другие страны могли подготовиться. Но тогда он не будет наказан другими, например изоляцией."
Однако это уже было нарушено. «Россия полностью закрыла границы с Китаем, а это фактически запрещено международным правом».
США также ввели бы ограничения на торговлю и поездки. «Это останется в памяти людей, даже когда пандемия закончится», - считает Восс.
Но есть и положительный контрпример: «Сейчас мы наблюдаем настоящую солидарность в ЕС. Существует очень сильный нарратив, который объединяет государства-члены: патоген, который угрожает всем и который мы хотим сдержать вместе».
Преувеличение возможных рисков
Как люди реагировали на эпидемии в прошлом? Самой страшной чумой 20 века был испанский грипп. Историк эпидемий Манфред Васольд говорит, что предполагается от 25 до 40 миллионов смертей.
" Только в Германии у нас было от 250 000 до 300 000 смертей от гриппа." Так что это было несравненно хуже, чем сегодня.
Тогда ты запаниковал? Вообще нет. Многие авторы дневников ни разу не упомянули грипп. Рестораны и кинотеатры оставались открытыми. Вы почти ничего об этом не прочтете в газетах - ведь это был 1918 год, это была заключительная фаза Первой мировой войны.
Правительства запретили прессе сообщать о гриппе на том основании, что это подорвет моральный дух людей. Единственной страной, о которой широко сообщалось, была нейтральная Испания.
За границей создалось впечатление, что эта страна пострадает гораздо больше. Отсюда и название: испанский грипп.
Люди того времени приняли бы эпидемии с невозмутимостью, говорит Васольд. Жизнь в целом была гораздо более неопределенной, чем сегодня.
" Когда кто-то возвращался из поездки, сначала спрашивали: Кто-нибудь из дома умер? Кто умер по соседству?"
Сегодняшний ажиотаж вокруг вируса короны не был бы понят человеком из 1918 года.
Исследователь восприятия риска Гертвиг из Института Макса Планка выступает за то, чтобы не преувеличивать риск коронирусного вируса. У него также есть совет, как сохранять хладнокровие.
Он считает важным следующее: несколько дней назад сообщалось, что в прошлом году в Германии в дорожно-транспортных происшествиях погибло 3059 человек.
Но это сообщение было связано с положительным сообщением о том, что их стало меньше, чем когда-либо с начала статистики. «Здесь выполняется кадрирование, - объясняет Хертвиг. "" Все идет ко дну, ребята, расслабьтесь!" И все равно погибло более 3000 человек."
Хертвиг считает: Это может помочь и нейтрализовать чувство паники, если таким образом снова взглянуть на риск в перспективе.