Велогонщик-чемпион использует мозг больше, чем ноги
Велогонщик, побивший мировые рекорды и чемпион страны в гонке на время 2016 года, Алекс Доусетт - король негативного сплита. Вот как он борется со временем, чтобы стать лучшим гонщиком.
«В этом году меня выстроили в очередь на Джиро д’Италия, но кожа над металлической пластиной в ключице открылась. Я мог постучать по блестящему металлу и почувствовать, как он вибрирует у меня под кожей», - говорит Алекс Доусетт тем тоном, которым остальные из нас описывали бы особенно напряженный поход в супермаркет.
Когда дело доходит до восстановления после невзгод, 28-летний спортсмен, участвующий в Тур де Франс и Adidas Sport Eyewear, имеет много практики. С тех пор, как ему поставили диагноз гемофилия, он доказывал неправоту скептиков и переписывал свод правил гонок на время, энтузиасты велоспорта называют чистейшую форму гонок - только вы, ваш велосипед и часы.
После того, как он выиграл золотую медаль в гонке на время на Играх Содружества в 2014 году, он победил Брэдли Виггинса и побил часовой рекорд в 2015 году, пробежав 52,937 км на Олимпийском велодроме в Лондоне. Горстке гонщиков, побивших этот рекорд, обычно приходилось страдать, как собакам, чтобы достичь его. Но, по словам Доусетта, «это было на удивление легко». Он объясняет это своей супердисциплинированностью и безупречным темпом своих усилий. Но как ему удается сохранять хладнокровие и превосходить конкурентов, находясь на пределе возможностей? И какой совет он дает по поводу тренировок и выполнения идеальных спортивных усилий?
Что вообще привело вас к велоспорту?
Я просто хотел добиться чего-то очень хорошего. Мне, как больному гемофилией, посоветовали заняться плаванием, потому что не было риска перелома кости, из-за которого можно попасть в больницу на месяц, но я не очень быстро действовал. Я немного катался на горном велосипеде с отцом, а открыл для себя шоссейный велосипед, когда одолжил шоссейный велосипед у одного из его приятелей.
Так вас сдерживала гемофилия?
Не совсем. Я уже был в форме после плавания, и после моей первой гонки на шоссейном велосипеде мне сказали, что я должен продолжать заниматься этим. Так что, вероятно, правильнее будет сказать, что моя гемофилия является причиной того, что я стал профессиональным велосипедистом. Я прочитала интервью с Джо Мэлоун (парфюмерным предпринимателем и пережившей рак), и она сказала: «То, что жизнь забирает у одного, возвращается дважды с другим», и я чувствую, что это было так и со мной.
Как вам удается сохранять концентрацию, когда в дороге мчитесь на время только вы?
Я хорошо умею сохранять концентрацию, оценивать свои усилия и правильно распределять темп. На моем Garmin у меня есть столько информации, сколько я могу получить - это отвлекает меня от боли.
В велоспорте много данных - можете ли вы слишком зациклиться на цифрах?
Вы приходите после забега, и все спрашивают: «Какую среднюю мощность ты показал?» Чтобы выиграть гонку на время, вам нужно самое быстрое время и самая высокая средняя скорость, но люди сосредотачиваются на большом количестве мощности. Я рад позволить им продолжить работу, потому что я сосредоточен на том, чтобы двигаться быстро.
Развилась ли ваша езда с годами?
Теперь я использую голову больше, чем ноги. В гонке в Германии я перевесил товарища по команде на 10 кг и набрал в среднем 395 Вт против его 400 Вт, но я потратил на него 2,5 минуты, просто делая такие вещи, как сидение на верхней трубе и свободное катание на спусках.
Насколько вы были разочарованы тем, что пропустили Джиро в прошлом году?
Я плакала, наблюдая за Прологом - это была короткая, ровная гонка на время, Фабиан Канчеллара был болен, двое других фаворитов разбились, а Тома Дюмулена в тот день можно было победить. Это будет самая большая упущенная возможность в моей карьере.
Какие амбиции у тебя еще есть?
Я хочу вернуть свой часовой рекорд (Уиггинс побил его через месяц после Доусетта). По цифрам я знаю, что могу пойти дальше, чем Уиггинс - это будет непросто, но мне бы хотелось сделать еще один шаг.
Часовой рекорд имеет репутацию самого болезненного. Какова была ваша стратегия?
Ребята, которые говорят, что это ужасно, перестарались. У меня был график, и я его придерживался, и ждал, что он станет очень трудным, как все говорили, но этого не произошло.
Какой самый важный урок о тренировках вы усвоили?
Чтобы перепутать. Если вы постоянно выполняете одни и те же тренировки, то у вас это очень хорошо получается, но это уже не так эффективно, как было раньше. Делая что-то совершенно другое, вы шокируете свое тело и ноги, и вы получаете от этого больше пользы.
Алекс Доусетт катается в Adidas Sport Eyewear Zonyk Pro (adidas.com/eyewear) и выступает на Rouleur Classic (rouleurclassic.cc)