Одним из фундаментальных компромиссов в разработке программ является выбор между объемом и интенсивностью. Объем обеспечивает специфичность тренировки, отрабатывая основные модели движения спортсмена. Интенсивность сил адаптации, подготавливающая спортсмена к выступлению на высоком уровне. Протоколы большого объема обязательно менее интенсивны; протоколы высокой интенсивности обычно требуют регулярных периодов «разгрузки» для адекватного восстановления. В то время как в типичных программах тренировок на выносливость уже используются от двух до трех интервальных тренировок в неделю, эффект более интенсивных интервальных тренировок широко не изучался.
Для спортсменов, занимающихся выносливостью, двумя ключевыми параметрами, определяющими производительность, являются VO2 max и затраты кислорода. Говоря простым языком, VO2 max измеряет способность спортсмена транспортировать и использовать кислород, а стоимость кислорода измеряет, сколько кислорода потребляется при данном усилии. В то время как VO2 max сильно коррелирует с производительностью у всех спортсменов, занимающихся выносливостью - лыжников, бегунов и велосипедистов, - предыдущие исследования показали, что элитные велосипедисты имеют относительно низкий VO2 max по сравнению с другими спортсменами на выносливость, но относительно низкие затраты кислорода. Грубо говоря, они не могут поглощать столько кислорода, но и не нуждаются в таком количестве.
В свете этого наблюдения Ойвинд Стерен и его коллеги из Университетского колледжа Телемарка в Норвегии выдвинули гипотезу о том, что протокол высокоинтенсивного бега может улучшить VO2 max у элитного велосипедиста. с практической точки зрения - в таком холодном климате, как в Норвегии, погода часто более благоприятна для бега, чем для езды на велосипеде, - но компенсирует ли снижение специфичности тренировок какой-либо выигрыш?
Протокол испытаний, более подробно описанный в цитируемой статье, включал два блока высокоинтенсивных беговых интервалов в предсезонные тренировки велосипедистов. Первый блок, прошедший в ноябре 2010 года, включал 14 интервальных сессий за 9 дней. Второй, который состоялся в январе 2011 года, включал 15 интервальных сессий за 10 дней. В промежутках и до конца предсезонной программы велосипедист следовал типичной программе с большим объемом тренировок низкой и средней интенсивности, с 3 интервальными велотренировками в неделю.2
При интерпретации результатов важно помнить, что испытуемый уже был элитой, выступая на норвежском национальном уровне в течение трех лет. Менее опытный велосипедист может не иметь способности к восстановлению, чтобы выдержать тренировочные блоки высокой интенсивности. Действительно, исследователи заметили, что к концу блоков высокой интенсивности испытуемый демонстрировал признаки перенапряжения. Менее опытный велосипедист также может столкнуться с большим количеством неудач из-за меньшей специфичности тренировок, не заложив прочной тренировочной базы.
Однако для испытуемого результаты были впечатляющими. Показатели гонок на время улучшились на 14,9%, что является очень существенным приростом для кого-то, кто уже находится на элитном уровне. Максимальный показатель VO2 и лактатный порог также улучшились, в то время как частота сердечных сокращений в гонках на время снизилась, а частота вращения педалей увеличилась.3
Как отмечают исследователи, следует проявлять осторожность при экстраполяции этих результатов на других спортсменов или другие виды спорта. Результаты, похоже, подтверждают идею о том, что по крайней мере часть тренировок спортсмена на выносливость должна проходить с более высокой интенсивностью и уменьшенным объемом. Тем не менее, проблемы как восстановления, так и специфики тренировки предполагают, что периоды тренировок с умеренной интенсивностью и большим объемом также важны. Естественным следующим шагом было бы тестирование аналогичных высокоинтенсивных протоколов на большей группе.