Меньше личных контактов и в некоторых местах ограниченная свобода передвижения: людям может быть трудно придерживаться этих мер по борьбе с коронавирусом. Психолог объясняет, что помогает.

Ввиду большого числа коронавирусных инфекций общественная жизнь в Германии должна быть дополнительно ограничена, в том числе за счет уменьшения радиуса передвижения в очагах пандемии.
Постоянно меняющиеся правила ни в коем случае не понятны всем. Ральф Шливенц - психолог и заместитель председателя Профессиональной ассоциации немецких психологов.
В интервью он объясняет, почему некоторые люди разочаровываются и как с этим бороться.
Вопрос: Меры против Короны еще больше ужесточаются, что у многих вызывает разочарование и непонимание. Почему?
Ральф Шливенц: В начале пандемии весной 2020 года ситуация была иной: она была новой для всех нас, и готовность ограничить себя в этих условиях позволила снизить количество заражений. Этот первоначальный эффект теперь выдохся. Люди думают: «Меры ужесточаются неделями, а цифры растут».
Это расстраивает и лишает надежды на улучшение. Запрет на, казалось бы, все, что приносит удовольствие, вкупе с ощущением невозможности оказывать влияние самостоятельно ставит новые правила под сомнение. Позиция «Со мной ничего не случится!» не только небрежна и эгоистична. Реактивность, то есть внутреннее сопротивление ограничениям свободы действий посредством запретов, также способствует социально неприемлемому поведению.
Вопрос: Почему многим людям так сложно ограничить контакты?
Шливенц: Скажу так: Счастье редко приходит одно! Мы, люди, существа социальные. Что нам нужно, чтобы чувствовать себя хорошо, так это привязанности и отношения.
Все, что ограничивает социальные контакты, изначально вредно для психики. Кроме того, мы находимся в исключительной ситуации, которой никогда не существовало для нас раньше.
И мы не можем говорить об этом, как обычно.
Здесь важны альтернативы, которые позволяют нам оставаться на связи. Вот почему это правильно называется «физическое дистанцирование», а не «социальное дистанцирование».
Потому что мы должны оставаться на связи, будь то телефонные звонки или совместная онлайн-активность. И даже если вы проводите большую часть своего времени, работая из дома и посещая офис только раз в неделю, так называемые поквартирные звонки сейчас тем более важны.
Вопрос: Как здесь может выглядеть психологически эффективная установка?
Schliewenz: Здесь полезно рассматривать кризис как возможность и подавать хороший пример. Важно чувствовать себя эффективным. Ничто так не мотивирует, как успех! Это как заниматься спортом рано утром.
Вначале надо перебороть себя, а потом всегда думаешь: хорошо, что я это сделал. Я могу получить помощь или получить отзыв.
Даже твоя собственная бабушка может сделать это, сигнализируя мне: Ничего, если ты пока держишься подальше.
Нам также нужно научиться вознаграждать себя. Мысль здесь может быть такой: я благодарен за то, что сегодня я и мои близкие снова проснулись здоровыми.
Или: Мне удалось изменить нездоровые привычки, которые я полюбил, в пользу более экологичного образа жизни.