Последовательно вести устойчивый образ жизни: стоит ли идти на личные жертвы ради защиты окружающей среды?

Последовательно вести устойчивый образ жизни: стоит ли идти на личные жертвы ради защиты окружающей среды?
Последовательно вести устойчивый образ жизни: стоит ли идти на личные жертвы ради защиты окружающей среды?

Постоянно устойчиво жить совсем не просто. Но так не должно оставаться, считает эксперт Катарина Бейерл. Беседа о стыде за полет и о том, что кофейные кружки служат образцом для подражания.

Женщина пьет кофе из многоразовой чашки
Женщина пьет кофе из многоразовой чашки

" Вы действительно должны." Это рефрен всех тех, кто хотел бы жить более устойчиво. Есть много возможностей: меньше летать, есть меньше мяса, производить меньше отходов.

Но можно ли действительно спасти мир? Или большие политические решения не намного важнее? Катарина Бейерл - психолог-эколог из Потсдамского института трансформационных исследований в области устойчивого развития.

Она говорит: Оба важны - и оба возможны.

Мисс Бейерл, если я не куплю билет на самолет, самолет все равно будет летать, так что мой отказ с точки зрения устойчивого развития не имеет ощутимых последствий. Это все еще имеет смысл?

Катарина Бейерл: Влияние можно измерить, но только на индивидуальном уровне. Во всем мире отказ от полета или отсутствие одноразовой кофейной чашки имеет небольшой эффект.

Но поведение многих людей имеет большое значение. Если все будут думать, что сами ничего не могут сделать, то ничего не изменится. Я верю, что с каждым принятым вами решением вы сможете изменить ассортимент товаров и услуг в долгосрочной перспективе.

Насколько важен хороший пример?

Бейерл: Это очень важно! Чтобы продолжить пример с кофейной кружкой: если у вас есть коллега на работе, который использует многоразовую кружку и затем, возможно, рассказывает другим о ее преимуществах, то это может убедить других коллег.

И эти верующие потом берут с собой двух-трех человек - так психологи называют изменение социальной нормы.

Люди часто ведут себя так, как, по их мнению, ожидают от них другие. Если я знаю, что все выглядят забавно, когда я появляюсь с одноразовой кофейной кружкой, то лучше бы я этого не делал.

Это относится только к таким мелочам, как кофейная кружка, или к другим вещам?

Beyerl: Нет, это можно применить и к другим вещам, например к отпуску: среди друзей больше восхищается машинист поезда или тот, кто едет в отпуск в экзотические места летает?

Особенно когда дело доходит до путешествий, все меняется - и именно это является следствием социальных норм. С одной стороны, каждый имеет право вести себя экологически сознательно; а с другой стороны не хочется привлекать к себе внимание на глазах у других.

Знаменитый позор полета. Хотя некоторые люди чувствуют себя прирученными

Бейерл: Конечно, неприятно злиться. И поэтому есть те, кто восстает против этого.

Тогда они думают: «Сейчас больше, чем когда-либо!»

Бейерл: Да. К сожалению, существует риск поляризации. Это уже было очевидно во Франции с движением желтых жилетов.

В связи с запланированным повышением налогов на дизельное топливо проблема устойчивого развития стала угрозой и вызвала протесты. Опасность заключается в том, что устойчивость будет отвергнута как элитарная проблема.

Как хобби для богатых людей, которые могут позволить себе дорогую органическую еду?

Beyerl: Да, это шаблонный образ: на внедорожнике в магазин органических продуктов, а затем на йога-каникулы на Бали. Однако это совсем не устойчиво.

Устойчивое развитие не обязательно разделяет богатых и бедных. С одной стороны, люди, которые много зарабатывают, также больше потребляют - и не всегда рационально.

Те, кто может позволить себе меньше, часто имеют меньший социально-экологический след. Просто потому, что они не могут позволить себе авиаперелет или внедорожник.

Однако, с другой стороны, они зависят от недорогих продуктов, которые редко производятся экологически и справедливо. Поэтому важно посмотреть, как устойчивость может быть реализована всеми и как каждый может извлечь из этого пользу. Для этого должны измениться политические условия.

Фотогалерея: 10 советов, как повысить экологичность в повседневной жизни

Насколько важна согласованность в этом контексте? Применяется ли к устойчивому развитию принцип «все или ничего»?

Beyerl: С одной стороны, имеет смысл подумать о том, как действовать устойчиво на многих уровнях. С другой стороны, постоянное устойчивое поведение невероятно сложно в нашем обществе.

На самом деле мы просто хотим безопасной, комфортной жизни для себя и своих близких.

И мы не хотим наносить вред окружающей среде или другим живым существам. Но это именно то, что мы делаем, потому что наши решения имеют последствия не только для нас самих.

Что мы едим или носим, откуда у нас электричество, как мы вкладываем деньги - все это влияет на других и на нашу окружающую среду. Вы не можете всегда иметь все на своем экране одновременно.

Что должно произойти, чтобы это изменилось?

Beyerl: Устойчивое поведение должно стать проще. Я всегда вспоминаю пример матери, которая идет по супермаркету с тремя детьми: она даже не может подумать о том, является ли каждый продукт экологичным. Как это было сделано, как это упаковано, каковы социальные и экологические последствия?

Поэтому важно, чтобы наша инфраструктура менялась. В долгосрочной перспективе товары и услуги, которые мы потребляем, должны быть устойчивыми с самого начала. Это также требует политического регулирования.

Не лучше ли начать с этих политических изменений, а не вкладывать силы в поиски самой экологичной кофейной кружки?

Beyerl: Я считаю, что важно и то, и другое - что нужно, насколько это возможно, вести себя устойчиво, и что в то же время нужно требовать соответствующих изменений в рамочных условиях.

Но какой в этом смысл, если настоящие причины изменения климата находятся на самом деле в других странах? Или в промышленности?

Бейерл: Нет такой вещи, как промышленность. Это все люди, которые принимают решения, как менеджер, так и покупатель. В этом отношении каждый человек имеет влияние. Но, конечно, это нуждается в политическом регулировании. Например, потому что производство и транспорт во всем мире по-прежнему слишком сильно зависят от ископаемого топлива.

И потому, что слишком часто прибыль приносит пользу отдельным лицам, в то время как широкая общественность должна нести расходы, например, в виде ущерба окружающей среде. Однако, если бы эти затраты были учтены при продаже, устойчивые продукты, вероятно, были бы дешевле, чем неустойчивые. И это было бы честнее.

А до тех пор мы должны обходиться без по собственному желанию? Или доплатить?

Beyerl: Речь идет не о том, чтобы обходиться без всего, а о том, чтобы принимать осознанные решения. Недорогое и устойчивое ни в коем случае не исключают друг друга, поскольку многие вещи можно выращивать, производить или повторно использовать самостоятельно. И в основном, самые большие мотивирующие факторы в устойчивом развитии - это опыт осмысленности и сообщества.

Я знаю примеры инициатив, которые оживляют свои сообщества совместными действиями. Будь то создание цветущих лугов или совместных огородов.

Итак: соберитесь вместе, убедитесь, что вы действительно можете что-то изменить, требуйте политических перемен - и не отчаивайтесь.