Когда мы осваиваем какой-либо навык, будь то спорт, музыка, рисование, шахматы или что-то совершенно другое, некоторые эксперты утверждают, что со временем мы проходим через различные этапы. Эти этапы отражают две вещи:
- Наша растущая изощренность по сравнению с навыком
- Наше метакогнитивное осознание этой сложности, или наше понимание нашего понимания
Когда мы осваиваем какой-либо навык, будь то спорт, музыка, рисование, шахматы или что-то совершенно другое, некоторые эксперты утверждают, что со временем мы проходим через различные этапы. Эти этапы отражают две вещи:
- Наша растущая изощренность по сравнению с навыком
- Наше метакогнитивное осознание этой сложности, или наше понимание нашего понимания
Модель сознательной компетентности помогает объяснить процесс, с помощью которого мы проходим через эти этапы, чтобы приобрести навык и осознать свой уровень приобретения.
Подсознательная некомпетентность
Неосознанная некомпетентность - первый этап модели. На этом этапе мы мало что знаем о навыке, и мы не знаем, сколько мы еще не знаем.
Другими словами, у нас есть лишь очень рудиментарное понимание того, что может повлечь за собой овладение навыком, и в конце концов мы обнаружим, что понимания недостаточно. Скорее всего, мы неосознанно некомпетентны в любой области, где у нас нет никакого опыта.
Сознательная некомпетентность
На этом этапе мы достаточно узнали об этом навыке, чтобы понять, как мало мы знаем. Наша утонченность несколько возросла, но также возросло и наше осознание того, что нужно, чтобы достичь уровня настоящей утонченности.
Вход на этот этап может быть неудобным, потому что мы понимаем, как мало мы знали на предыдущем этапе, и сколько работы потребуется, чтобы перейти к следующим этапам.
Сознательная компетентность
Сознательная компетентность - это стадия, на которой мы обнаруживаем, что способны все лучше и лучше выполнять свои навыки, но для этого требуется много концентрации и тяжелой работы.
Мы лучше понимаем, что нужно для того, чтобы стать экспертом, и хотя наша эффективность в отношении навыка продолжает улучшаться, мы также осознаем необходимость работы над навыком, а также тот факт, что мы делаем что-то не так, как раньше.
Неосознанная компетентность
Неосознанная компетентность - это стадия, на которой наша способность применять навык становится почти второй натурой. Мы еще больше совершенствуемся в выполнении этого навыка и должны использовать для этого меньше сознательных усилий.
Каждый из нас, вероятно, может определить несколько областей, в которых мы находимся на каждой из этих стадий. Быть на стадии осознания может быть немного неудобно. Но это также дает нам возможность улучшить наше метапознание в отношении изучения различных навыков и расширить наш кругозор в целом.
Понимание того, на каком этапе приобретения навыков мы находимся, может помочь нам привыкнуть к дискомфорту, который каждый должен испытывать, чтобы стать лучше.