Легко заставить наших детей отжиматься вместе с нами и сказать: «Вау, я не мог так отжиматься в твоем возрасте. Ты такой сильный!» Точно так же, когда наши дети играют в парке и мы наблюдаем, как они побеждают своих друзей в гонке, мы можем позже прокомментировать, насколько быстр наш малыш, и когда его сестра бегает кругами по футбольному полю, мы, естественно, сообщаем ей, насколько спортивным она.
Легко заставить наших детей отжиматься вместе с нами и сказать: «Вау, я не мог так отжиматься в твоем возрасте. Ты такой сильный!» Точно так же, когда наши дети играют в парке и мы наблюдаем, как они побеждают своих друзей в гонке, мы можем позже прокомментировать, насколько быстр наш малыш, и когда его сестра бегает кругами по футбольному полю, мы, естественно, сообщаем ей, насколько спортивным она.
Легко заставить наших детей отжиматься вместе с нами и сказать: «Вау, я не мог так отжиматься в твоем возрасте. Ты такой сильный!» Точно так же, когда наши дети играют в парке и мы наблюдаем, как они побеждают своих друзей в гонке, мы можем позже прокомментировать, насколько быстр наш малыш, и когда его сестра бегает кругами по футбольному полю, мы, естественно, сообщаем ей, насколько спортивным она.
К сожалению, все эти типичные положительные подкрепления посылают одно и то же изнуряющее сообщение: «Вы исключительны из-за результата, который вы только что добились». По сути, мы привязываем их идентичность к положительному результату и тем самым создаем глубокий страх перед любым опытом, который может привести к другому результату Мы внушаем страх неудачи.
Точно так же, когда его сестра столкнется с более жесткой конкуренцией в футболе, она решит, что это свидетельствует о том, что она не спортивная. Скорее всего, соревнование ей не понравится, и она решит играть на более низком уровне.
Я буду первой, кто скажет, что это не имеет большого значения, если Салли не хочет бросить вызов футбольному миру и стать следующей Мией Хэмм. Футбол не главное. Дело в том, что наши дети вырастают в отношениях с интересными задачами.
Когда мы хвалим результаты, мы приучаем их искать только самые элементарные задачи, потому что они приносят определенные победы. Это позволяет им сохранять идентичность, которую все взрослые постоянно пытались строить через их утверждения.
В конце концов, наши дети станут оболочкой своего потенциала, потому что они избежали проблем, которые закаляют способности. Они будут менее квалифицированы в математике, потому что сложные задачи доказали, что они «тупые».
Их не будет интересовать фортепиано, потому что они не «от природы хороши в нем». Они с меньшей вероятностью будут рисковать или конкурировать с кем-то лучше, потому что этот важный опыт представляет большую угрозу для их идентичности. Итак, что нам делать?
Похвала с осторожностью
Стэнфордский психолог Кэрол Двек провела исследование с участием более 400 учеников пятого класса. Одного за другим каждого ученика выводили из класса и отводили в тестовую комнату, где им давали набор «умеренно сложных» задач.
Когда мальчик в классе физкультуры проверяет 40-ки в следующем году, и младший обнаруживает, что он находится в середине группы, он, скорее всего, решит, что он больше не быстр, что его природные данные отстали. Чувствуя, что его личность находится под угрозой, он, скорее всего, будет уклоняться от участия в гонках более быстрых детей и начнет участвовать только в соревнованиях, где вероятна победа.
После завершения сет был засчитан. Всем ученикам сказали, что они хорошо справились. Некоторых дополнительно хвалили за способности, на которые указывало их выступление: «Вау, вы, должно быть, умны в этих задачах». Других похвалили за старание: «Вау, вы, должно быть, хорошо потрудились над этими задачами».
Затем исследователи дали студентам гораздо более сложную задачу. Когда каждый ученик заканчивал, им говорили, что они плохо справились. Исследователи спросили студентов, не хотели бы они взять эту более сложную задачу домой для практики. Дети, которых хвалили за усилия, с гораздо большей вероятностью решали эти задачи дома, чем те, кого хвалили за их способности.
С тех пор Дуэк повторила множество подобных исследований в разных возрастных группах, и все они дали схожие результаты. Вывод понятен. Хвалите усилия, а не способности.
Более того, при третьем наборе задач те, кого хвалили за усилия, превосходили тех, кого хвалили за способности, и когда в конце им давали возможность прочитать, как они могут улучшить свои результаты теста, и увидеть результаты своих коллег, те, кого хвалили за усилия, с гораздо большей вероятностью учились совершенствоваться, в то время как хвалившие способности хотели знать, как справились их сверстники. Одна группа знала, что может стать лучше, и была заинтересована в этом, в то время как другая чувствовала, что определяется врожденным талантом, и им было любопытно только оценить себя
Усилие и реакция – это все, что мы контролируем в жизни. Наше окружение зациклено на поверхностных немедленных результатах и говорит людям, что они являются продуктом своего окружения. Неудавшееся движение за самооценку ввело нас всех в заблуждение, заставив думать, что мы должны просто говорить всем, что они особенные. Мы должны были сказать им, что если они хотят быть особенными, им потребуются особые усилия.
Миссия этой недели
Уведомление. Начните замечать, как вы и другие хвалите детей. Хвалим ли мы то, что они контролируют, например доброту, усилия, настойчивость и дисциплину, или мы хвалим воспринимаемые врожденные качества, такие как интеллект, атлетизм и музыкальные способности?
Чтобы перейти на следующий уровень, подумайте, как мы реагируем на внешние обстоятельства. Говорим ли мы, что сейчас плохая погода, что мы не можем выйти на улицу, или мы говорим, что идет дождь, так что давайте возьмем резиновые сапоги и зонтик и попрыгаем по лужам? Апрельские ливни уже в пути.