Пандемия коронавируса делает наш воздух чище?

Пандемия коронавируса делает наш воздух чище?
Пандемия коронавируса делает наш воздух чище?

Сообщения о чистоте воздуха из-за ограничений, введенных коронавирусом, поступают со всех уголков мира. Но насколько велик эффект на самом деле?

улица в Берлине
улица в Берлине

Отменены праздники, опустели офисы, отменены мероприятия.

Но ограничения, вызванные пандемией короны, имеют и свою положительную сторону, говорят они: потому что воздух в немецких городах становится лучше. Возможно, скоро отпадет необходимость в запрете на вождение дизельного топлива. Это правда?

Претензия

Меры делают воздух чище. Спутниковые снимки доказывают это.

Рейтинг

Воздействие так называемого карантина на качество воздуха на данный момент не может быть надежно определено количественно. Во всяком случае, есть только краткосрочный эффект.

Факты

Меньше дорожного движения и меньше промышленных процессов: сокращение выбросов, как это имеет место в настоящее время, в целом положительно сказывается на качестве воздуха, подчеркивает Федеральное агентство по охране окружающей среды.

Насколько велик этот эффект, вы узнаете только тогда, когда будут доступны все данные. Этого не ожидается до 2021 года.

По мнению специалистов, решающим фактором всегда является погода. Потому что при сильном ветре загрязняющие вещества распространяются быстрее и их концентрация в воздухе падает.

Однако при плохих погодных условиях загрязняющие вещества накапливаются в воздухе.

«Благоприятная весенняя погода, возможно, способствовала наблюдаемому в последние недели уменьшению местного загрязнения воздуха», - пишет, например, Хенк Эскес, исследователь атмосферы из Королевского метеорологического института Нидерландов, в журнале «Nature».

Двуокись азота (NO2) в основном выбрасывается дизельными автомобилями и промышленностью.

Снимки, сделанные спутником Европейского космического агентства Copernicus Sentinel-5P с 5 по 25 марта, показывают значительное снижение загрязнения NO2 в крупных городах, таких как Дюссельдорф, Эссен и Кельн, по сравнению с тем же периодом 2019 года или Франкфурт.

«Спутниковые снимки могут быть только ориентиром», - говорит Уте Дауэрт из Федерального агентства по охране окружающей среды (UBA). «Поэтому они являются лишь снимком всего воздушного столба, но не позволяют делать какие-либо выводы о загрязнении земли».

Даже измерительные станции пока могут предоставить только ограниченную информацию. Значения на основных дорогах в Штутгарте или Мюнхене иногда ниже, чем до начала мер.

В других городах, однако, иногда наблюдались более высокие концентрации NO2. По данным UBA, данные измерений подвержены большим колебаниям, поэтому тренд пока не может быть прочитан.

Федеральное агентство по охране окружающей среды также разъясняет: предельный уровень диоксида азота в 40 микрограммов на кубический метр воздуха, установленный в Европе, относится ко всему календарному году, а не к отдельным дням.

«Можно предположить, что дорожное движение вернется к нормальному уровню или даже превысит его через несколько недель», - говорит Дауэрт.

В целом по году существенных улучшений ожидать не приходится. Поэтому нет причин снимать запрет на вождение.

Нет четкого ответа и на вопрос о загрязнении мелкой пылью. Потому что твердые частицы образуются не только от дорожного движения, но и, например, от использования печей в личных целях или в сельском хозяйстве.

Особенно весной, когда поля удобряются. В результате уровень твердых частиц в настоящее время в некоторых местах повышен, хотя концентрация NO2 снизилась.

«Сейчас сложно сказать, что именно можно отнести к карантину», - говорит Дауэрт.