Мы поговорили с Марком Кавендишем о тренировках, подготовке к гонкам и о том, почему вы не должны списывать его со счетов на ЧМ-2015
Марк Кавендиш выиграл 26 индивидуальных этапов Тур де Франс, его пригласили на обед с королевой и принцем Филиппом, а в круг его друзей входят модельер сэр Пол Смит и бизнес-магнат лорд Шугар. Но, несмотря на свой высокий статус, британская суперзвезда-спринтер по-прежнему тренируется с любителями, когда возвращается в свой любимый дом на острове Мэн.
Идея о том, что Марк Кавендиш тренируется и шутит с местными воинами выходного дня, немного напоминает Уэйна Руни, направляющегося в Чеширский парк, чтобы поиграть со своей местной командой воскресной лиги. В конце концов, Кавендиш - мировая мегазвезда велоспорта, чьи победы на этапах «Тур де Франс» ставят его на третье место в списке небывалых победителей этапов, уступая только Эдди Мерксу из Бельгии (34 этапа с 1969 по 1975 год) и французу Бернару Ино. (28 с 1978 по 1986 год).
Кавендиш - один из пяти гонщиков в истории, выигравших майку с очками на всех трех Гранд-турах после его триумфа на Тур де Франс в 2011 году, Джиро д'Италия в 2013 году и Вуэльта Испании в 2014 году. Когда он выиграл престижный чемпионат мира по шоссейным гонкам в 2011 году, он стал первым британским велосипедистом-мужчиной, который за 46 лет надел знаменитую радужную майку чемпиона мира.
'Когда я тренировался в детстве, я никогда не чувствовал, что тренируюсь - я просто притворялся, что я Йохан Музеев [бельгиец, выигравший однодневную гонку Париж-Рубе в 1996, 2000 и 2002 годах] мчался по булыжникам всякий раз, когда я бежал к ближайшему дорожному знаку», - объясняет Кавендиш, который распределяет свои тренировки между разными ландшафтами вокруг своих трех домов в Тоскане, на острове Мэн и в Эссексе.
‘Я все еще делаю это. Когда я тренируюсь, я представляю, что участвую в гонках. Я действительно чувствую ощущения от гонки - скорость, ощущения в ногах, все. Иногда мне нравится кататься одному, а иногда с друзьями. Я только что тренировался со своим другом Кэлом Кратчлоу [гонщик MotoGP] в Тоскане. Я все еще люблю веселиться, когда меня нет дома. Я захочу попробовать новые дороги и подумаю: интересно, что там наверху?»
На ровных этапах Гранд-туров, таких как Тур де Франс, Кавендиш занимается своим делом, контролируя свою команду на протяжении большей части заезда, прежде чем высвободить свою спринтерскую мощь на последних 200-300 метрах. «Спринт предполагает работу на полную мощность, когда вы уже на пределе своих возможностей», - объясняет он. «Не забывайте, что нам нужно проехать 200 км, прежде чем мы доберемся до спринта, и мы должны поддерживать высокий темп, чтобы убедиться, что он финиширует в групповом спринте. Идея о том, что мы ничего не делаем до последних 200 метров, - полная ерунда. На последних 20-30 км мы приложим огромные усилия, чтобы добраться до финиша».
Создан на века
Кавендиш физически отличается от своих более мускулистых соперников по спринту. При росте 1,75 м (5 футов 9 дюймов) и весе 70 кг он на 13 см (5 дюймов) ниже и на 12 кг легче немецкого спринтера Марселя Киттеля, выигравшего восемь этапов Тур де Франс в 2013 и 2014 годах. Норвежец Александр Кристофф и действующий чемпион Тур де Франс по очкам Петер Саган из Словакии крупнее и тяжелее - качества, которые должны дать им преимущество. Но у Кавендиша есть секретное оружие.
«Я не выкладываю столько энергии, сколько другие парни, но это не имеет значения», - объясняет он. «Я крутлю педали примерно на 10 процентов быстрее, и я более аэродинамичен». В то время как спринтеры обычно разгоняются до 120 оборотов в минуту, Кавендиш может бежать со скоростью 130-140 оборотов в минуту. И хотя другие райдеры могут достигать пиковой мощности в 1800 Вт, Кавендиш разгоняется до 1400-1500 Вт, но может поддерживать это усилие дольше. «Аэродинамическая часть естественна - я всегда мог опуститься на велосипеде из-за своего размера, что уменьшило мою лобовую площадь, поэтому я особо не работал над этим. Но другие элементы - это то, над чем я работал, и во многом это связано с тренировками и гонками на треке [крытом велодроме], когда я был моложе».
Кавендиш тщательно готовится к каждому спринту. Он использует Google Maps для проверки поверхности дорог и анализирует кадры с вертолета. «Я не единственный, кто это делает, но я, вероятно, был первым. Теперь все так делают. Я использую Google Street View, потому что вы можете ходить по дорогам, по которым будете ехать в спринте. Вы можете видеть, как выглядит дорога, насколько она широка, есть ли кошачьи глаза посередине дороги, как быстро вы можете повернуть или объехать и тому подобное».
Во время напряженного спринтерского финиша Кавендиш может развивать скорость до 75 км/ч. В эти бешеные последние мгновения ему приходится быстро принимать решения о том, когда начинать атаку, за каким колесом следовать и в какую брешь в хаотичном клубке мотоциклов целиться. В этой среде самообладание становится столь же важным, как и сила. «Я гоняю на велосипедах с детства, так что теперь эти процессы инстинктивны. Помните, когда вы впервые учились водить машину? Вы должны думать обо всем, не так ли? О удерживании сцепления, нажатии на педаль газа и взгляде в зеркала. А теперь вы просто едете; все происходит автоматически. У меня то же самое в спринте. Я все еще учусь и всегда сталкиваюсь с новыми ситуациями, но основы есть, и мне не нужно думать». О тщательной подготовке Кавендиша ходят легенды.
Чемпионаты мира
Из всех его карьерных достижений победа Кавендиша на чемпионате мира по шоссейным гонкам 2011 года в Дании остается одним из его самых ценных воспоминаний. Победа была частью генерального плана под названием Project Rainbow, созданного Родом Эллингвортом, британским тренером по велоспорту и нынешним руководителем отдела производительности в Team Sky. После нескольких месяцев тщательной подготовки Кавендиш с помощью звездной британской команды, в которую входили Брэдли Уиггинс, Дэвид Миллар и Герайнт Томас, одержал драматическую победу в спринте на последних метрах и стал первым британским чемпионом мира по шоссейным гонкам среди мужчин после покойного Томми Симпсона в 1965 году..
«У меня до сих пор мурашки по коже, когда я говорю об этой победе», - говорит Кавендиш. «Я был частью большой группы гонщиков, которые действительно преданы делу, и я вырос со многими парнями, так что это сделало это еще более особенным. Род Эллингворт потратил столько времени и сил на его планирование. То, как мы контролировали гонку на протяжении всей гонки… Я не думаю, что кто-то делал это раньше. Я не думаю о многих победах, потому что предпочитаю смотреть вперед, но я думаю об этом».
Кавендиш обратил свое внимание на чемпионат мира 2015 года, который пройдет в Ричмонде, США, 27 сентября. Перспектива повторить свой триумф за титул чемпиона мира и заработать право снова носить знаменитую радужную майку наполняет его волнением.
«Я посмотрел на маршрут, и это легкий маршрут физически, но сложный тактически, поэтому трудно понять, чего ожидать», - рассказывает он. «Не думаю, что я был бы фаворитом в любом случае, и я бы не хотел, чтобы восемь товарищей по команде катались вместо меня, но у меня есть шанс победить. В следующем году чемпионат мира пройдет в Катаре, что определенно хорошо для спринтеров, так что я верю, что смогу поехать туда и победить. Выиграть титул чемпиона мира во второй раз было бы огромной честью. Великобритания действительно развивается как велосипедная нация, и если я смогу продолжать способствовать успеху этой страны, я это сделаю».