Привыкание к сладкому: исследование, проведенное в США на крысах, показало, что сахар может вызывать такие же аддиктивные реакции в мозгу, как алкоголь, никотин и тому подобное.

Сахар действительно может вызывать привыкание. Это был опыт крыс в американской лаборатории, которые регулярно потребляли избыточное количество сахара. Они не только увеличивали потребление с течением времени, они также страдали от типичных симптомов отмены и имели тенденцию к рецидивам даже после длительного периода воздержания. Можно было наблюдать даже склонность к суррогатным наркотикам, в данном случае к алкоголю.
Исследователи под руководством Барта Хобеля из Принстонского университета регулярно вводили большое количество сахара подопытным крысам. Результат: у грызунов проявились реакции, известные по зависимым людям. Во-первых, сахар вызывал резкое повышение уровня дофамина в определенных областях мозга, что давало животным чувство благополучия. Со временем они привыкли к высокому уровню дофамина, и мозг уменьшил количество точек стыковки вещества-мессенджера. Следовательно, для достижения того же приятного ощущения животным требовалось больше сахара.
Симптомы отмены и тревога
Во время вынужденного воздержания крысы практически изнуряли себя, чтобы вернуть свои вещи. В то же время, по-видимому, возросла склонность к употреблению замещающих наркотиков, таких как алкоголь. Руководитель исследования Хобель видит в этом типичный признак того, что функции мозга изменились навсегда. Кроме того, в период абстиненции крысы становились настоящими пугливыми кошками: у них стучали зубы, и они с трудом осмеливались покинуть закрытые участки своих клеток.
По общему признанию, необходимы дальнейшие исследования, чтобы на самом деле иметь возможность оценить вызывающий привыкание потенциал сахара, объясняет Хобель. Тем не менее, исследование дает пищу для размышлений: «Кажется возможным, что адаптация мозга и поведенческие проблемы, которые мы теперь наблюдаем у крыс, также могут возникать у некоторых страдающих расстройствами пищевого поведения». и сильная тяга к определенным продуктам - это не две разные вещи, а просто две стороны одной медали.