Скорее всего, вы это сделали. Каждый день это делают более 30 миллионов человек.
Я имею в виду прием нестероидных противовоспалительных препаратов (НПВП) – вы знаете, те обезболивающие таблетки, которые стоят на полках каждой аптеки, супермаркета и минимаркета.
На выбор буквально десятки марок: Motrin, Advil, Aleve, Tylenol, Nuprin – исчерпывающий список растянулся на несколько машинописных страниц. И их нетрудно найти; большинство из них можно легко приобрести без рецепта врача или даже предостережения от благонамеренного фармацевта.
НПВП стали неотъемлемой частью ежедневных тренировочных режимов многих серьезных лифтеров. В большинстве случаев они используются для облегчения последствий отсроченной боли в мышцах (DOMS), которая иногда может продолжаться в течение нескольких дней после интенсивной тренировки.
На первый взгляд, прием НПВП для уменьшения DOMS кажется легкой задачей – просто примите несколько таблеток, и ваша болезненность чудесным образом исчезнет. Никаких пропущенных тренировок, никакого снижения производительности. В чем проблема?
Ну, давайте посмотрим немного глубже. Хотя точные механизмы до конца не изучены, считается, что DOMS является продуктом повреждения мышечной ткани.
Предлагаемая модель выглядит примерно так: Силы, связанные с мышечными сокращениями, особенно эксцентрическими действиями, вызывают образование мелких микроразрывов как в сократительных элементах, так и в поверхностной мембране (сарколемме) работающих мышечных волокон.
Эти микроразрывы позволяют кальцию выходить из мышц, нарушая их внутриклеточный баланс и вызывая дальнейшее повреждение волокон.
Различные белки затем взаимодействуют со свободными нервными окончаниями, окружающими поврежденные волокна, что приводит к локальной боли и скованности. Симптомы могут усугубляться отеком мышечных волокон, который оказывает давление на сенсорные рецепторы (ноцицепторы) и, таким образом, усиливает ощущение боли (6).
Считается, что НПВП уменьшают боль в первую очередь за счет ингибирования активности циклооксигеназы (ЦОГ), семейства ферментов, катализирующих превращение арахидоновой кислоты в провоспалительные простаноиды (5, 22).
Было показано, что простаноиды несут ответственность, по крайней мере частично, за болезненность, связанную с DOMS. Исследования показывают, что они способствуют воспалению и повышают чувствительность ноциорецепторов, тем самым повышая чувствительность к боли (16).
Притупляя синтез простаноидов, НПВП могут предположительно уменьшить воспринимаемый дискомфорт после тренировки, позволяя вам тренироваться тяжело и тяжело изо дня в день. И это должно привести к лучшему увеличению размера и силы, верно?
Может и нет.
Острый воспалительный процесс после тренировки, по-видимому, играет роль в адаптации мышц к тренировкам с отягощениями. В частности, было показано, что простаноиды играют роль в передаче анаболических сигналов. В частности, они участвуют в стимуляции путей, ответственных за синтез мышечного белка (13, 18).
Учитывая, что НПВП препятствуют выработке простаноидов, само собой разумеется, что эти препараты также могут оказывать негативное влияние на развитие мышц. Действительно, ранние исследования показали, что это так.
Исследования, проведенные на грызунах, неизменно показывают, что НПВП нарушают белковый обмен (13, 18, 21) и замедляют развитие мышц в ответ на мышечную перегрузку (3, 12).
Пагубное воздействие на мышечную адаптацию было обнаружено при использовании как селективных, так и неселективных НПВП, вплоть до 50% снижения гипертрофии (19). Другими словами, при регулярном приеме НПВП мышечный рост сократился вдвое!

Неверные результаты у людей
Исследования на крысах и мышах кажутся весьма убедительными. Но как насчет людей? Итак, первоначальное испытание на людях подтвердило эти результаты.
Исследовательская группа во главе с доктором Тоддом Траппе еще в 2002 году обнаружила, что неселективные НПВП, принимаемые после сверхмаксимальных эксцентрических упражнений, снижают синтез белка на 50-75%. Казалось, это был последний гвоздь в крышку гроба НПВП; все доказательства указывали на то, что препараты нарушают развитие мышц.
Но случилась забавная вещь. Последующие испытания на людях не смогли воспроизвести первоначальные результаты на людях. Исследования как молодых, так и пожилых людей, использующих как селективные, так и неселективные ингибиторы ЦОГ, не выявили различий в синтезе белка (4, 11, 15).
Если эти результаты не сбивают с толку, учтите, что в нескольких недавних исследованиях изучались долгосрочные эффекты приема НПВП на рост мышц у людей. Ни одно из этих исследований не выявило негативного влияния на мышечную гипертрофию (8, 14, 20).
На самом деле, одно из них показало, что НПВП действительно увеличивают мышечную гипертрофию примерно на 50% (20). Вы не ослышались, группа, принимавшая обезболивающие, удвоила мышечную массу!
Понимание противоречий
Учитывая исследования, может показаться, что НПВП сильно катаболизируют у мелких грызунов, но не так сильно у людей. Вы можете даже предположить, что регулярное употребление потенциально может иметь эргогенный эффект. Кажется логичным, учитывая выводы, верно?
Не так быстро. Прежде чем делать соответствующие выводы по теме, необходимо рассмотреть ряд факторов.
Во-первых, хотя исследования синтеза белка интересны для размышления, их следует рассматривать в контексте. Острые исследования анаболических процессов у людей не обязательно коррелируют с долгосрочной гипертрофией.
Тот факт, что синтез белка или сигнальные факторы повышены после тренировки, не означает, что они приведут к большему увеличению мышечной массы в течение недель и месяцев (1).
Еще одна потенциальная проблема с текущим объемом исследований заключается в том, что все исследования на сегодняшний день проводились на неподготовленных субъектах. Не нужно быть ученым-ракетчиком, чтобы понять, что адаптация отличается у человека без опыта тренировок и у парня, который регулярно качает железо. Были бы результаты другими в группе серьезных лифтеров? Вполне возможно.
Кроме того, в двух из трех исследований гипертрофии участвовали пожилые люди. На самом деле, субъекты в исследовании, которые обнаружили значительные гипертрофические преимущества от использования НПВП, были в возрасте от 60 до 85 лет.
Проблема здесь в том, что пожилые люди, особенно те, кто не занимается спортом на регулярной основе, склонны к слабовыраженным воспалениям. В отличие от острого посттренировочного воспалительного процесса, хроническое воспаление наносит ущерб мышечному развитию, нарушая анаболизм и ускоряя распад мышечного белка (17).
Поэтому, безусловно, возможно, если не совсем вероятно, что НПВП могли помочь уменьшить слабовыраженное воспаление у этих субъектов, тем самым способствуя положительному влиянию на рост мышц. Это спорный вопрос для здоровых молодых атлетов, так как легкое воспаление не является проблемой.
Спутниковая связь
Если вы серьезно относитесь к поднятию тяжестей, самая большая дилемма при использовании НПВП может заключаться в их потенциальном негативном влиянии на сателлитные клетки.
Проще говоря, сателлитные клетки – это мышечные стволовые клетки, расположенные рядом с мышечными волокнами. Эти неспециализированные клетки остаются бездействующими до тех пор, пока они не потребуются для восстановления и регенерации мышц, как это происходит после тренировок с отягощениями.
Одной из наиболее важных ролей сателлитных клеток является их способность увеличивать количество ядер в мышцах, которые отвечают за производство белков, необходимых для роста мышц.
Во время обычной повседневной деятельности количество ядер в мышцах достаточно для проведения ремоделирования мышечной ткани. Это не так, когда вы занимаетесь интенсивными упражнениями с отягощениями.
Тяжелые тренировки существенно повышают потребность в синтезе белка. Здесь в игру вступают сателлитные клетки. Мышечные сокращения активируют сателлитные клетки, которые затем пролиферируют (умножаются в количестве), дифференцируются (становятся более специализированными), а затем сливаются с работающими мышечными волокнами, где они отдают свои ядра, чтобы мышцы могли производить больше белка для поддержки дальнейшего роста.
Современная теория предполагает, что без готового и постоянного снабжения сателлитными клетками гипертрофия мышц в конечном итоге останавливается (1).
Какое отношение все это имеет к НПВП?
Ну, напомним, что НПВП оказывают свое действие, блокируя синтез различных простаноидов. Так уж получилось, что простаноиды стимулируют пролиферацию, дифференцировку и слияние сателлитных клеток (2).
И (барабанная дробь, пожалуйста) исследования как на животных, так и на людях неоднократно обнаруживали значительное снижение активности сателлитных клеток при введении НПВП в ответ на повреждение мышц (2, 3, 9, 10).
Это повышает вероятность того, что, хотя НПВП могут не нарушать гипертрофию в краткосрочной перспективе, они вполне могут нанести ущерб долгосрочному росту мышц.

Итоги использования НПВП
Исходя из текущих данных, кажется очевидным, что время от времени прием НПВП не помешает вашим тренировкам. С другой стороны, что касается хронического использования НПВП, делать какие-либо однозначные выводы еще слишком рано.
На сегодняшний день исследования ограничены, и необходимы дополнительные исследования, особенно с участием хорошо тренированных лифтеров, чтобы понять, как эти препараты влияют на мышечную гипертрофию в долгосрочной перспективе. Для дальнейшего чтения вы можете ознакомиться с моим недавним обзором на эту тему в журнале Sports Medicine.
В то же время представляется разумным избегать регулярного использования НПВП в качестве средства противодействия мышечной боли и/или повышения работоспособности. За исключением изолированного исследования, показывающего положительный эффект у пожилых людей, влияние НПВП на мышечную адаптацию в лучшем случае нейтрально.
Кроме того, данные о сателлитных клетках предполагают, что НПВП могут быть вредны для долгосрочного набора мышечной массы. Это особенно беспокоит тех, кто имеет значительный тренировочный опыт, так как неспособность увеличить количество ядер может быть ограничивающим фактором в максимальном развитии мышц.
А еще есть побочные эффекты. Постоянное использование НПВП связано с желудочными расстройствами у значительной части населения. Другие более потенциально опасные последствия, хотя и менее распространенные, включают кровоточащие язвы, сердечно-сосудистые осложнения и даже печеночную и почечную недостаточность. Мягко говоря, не очень хорошее соотношение риска и вознаграждения.
Интересно, что более безопасной альтернативой НПВП был бы куркумин, который, как правило, не имеет побочных эффектов и имеет аналогичные механизмы действия для облегчения дискомфорта. Если вам нужен этот импульс, чтобы справиться с болью, это будет лучший способ.
И последнее замечание: остается сомнительным, действительно ли НПВП помогают уменьшить воспринимаемую боль и способствуют восстановлению мышечной функции. Большинство исследований показывают, что их использование не оказывает большего терапевтического эффекта, чем плацебо (7).
После всего сказанного и сделанного вполне может оказаться, что основное болеутоляющее действие препаратов в значительной степени психологическое. Если это действительно так, в свете всех возможных негативных последствий, НПВП вообще стоит риска?